В соответствии с нормами безопасности пассажиров и экипажа пилот должен быть физически здоров. Существует ряд хронических заболеваний, при которых пилоту запрещается летать. И хотя некоторые из них еще оставляют ему надежду на возвращение в авиацию, диабет к ним не относится или до недавнего времени не относился. Эта история рассказывает о том, какой долгий путь пришлось проделать пилоту Стефену Стилу для того, чтобы вновь вернуться к штурвалу самолета.
Для контроля состояния здоровья члены экипажа должны ежегодно проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии, поэтому в мае 1986 года Стефен Стил — сотрудник Канадских международных авиалиний — прошел медосмотр, который дал положительный результат. А спустя несколько недель у него появились первые симптомы диабета. На следующем медосмотре ему был официально поставлен диагноз — инсулинозависимый диабет. А значит — прощай небо и самолеты. \"В авиации я проработал 14 лет, — вспоминает Стефен, — 11 из которых я был пилотом пассажирского самолета. После диагноза меня все равно что забраковали… Тяжело мне было расставаться с любимым делом и начинать жизнь заново\".
Канадская конвенция о международной гражданской авиации практически соответствует конвенции, принятой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). До недавнего времени ИКАО позволяла летать лишь тем пилотам с диабетом, которые могли контролировать свое заболевание при помощи диеты и физических нагрузок. И ни в одной стране мира пилота с инсулинозависимым диабетом даже не подпустили бы к штурвалу.
\"Безопасность в полете очень важна, — говорит Стефен. — Пилот отвечает не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров и экипажа. Однако, мне не понятно, почему человеку с диабетом не дают хотя бы продемонстрировать свою возможность контролировать инсулинозависимый диабет в полете\". Кроме того, Стефен считает, что все эти ограничения были наложены на пилотов с диабетом довольно давно, в то время, когда не было столь совершенных средств самоконтроля и современных инсулиновых аналогов, поэтому в настоящее время они уже потеряли актуальность. \"За последние двадцать лет в лечении диабета был сделан настоящий прорыв, — говорит он, — который позволил людям с диабетом жить полноценной жизнью. Но получается, что новые технологии развивались, а ограничения оставались прежними. А это прямое нарушение прав человека с диабетом\".
В 1982 году в Канаде была принята новая конституция. Одна из ее статей — о Правах и Свободах — гласила: \"Инвалид не должен по причине своей инвалидности подвергаться дискриминации в рамках любой программы или деятельности\". Таким образом, новая конституция давала возможность оспорить ограничения, налагаемые конвенцией ИКАО. В апреле 1992 года эти ограничения были пересмотрены и изменены. Теперь людям с диабетом, способным контролировать свое заболевание, разрешалось летать. Канада стала первой страной, власти которой позволили выдавать лицензии летчиков людям с инсулинозависимым диабетом. При этом пилот обязан: • следить за тем, чтобы его уровень сахара крови до полета и в полете был слегка повышен — это необходимо для снижения риска гипогликемии, которая в полете гораздо опасней повышенных \"сахаров\". В то же время пилот не должен забывать, что регулярно повышенные \"сахара\" могут стать причиной развития осложнений. Выбор — за пилотом; • следить за тем, чтобы уровень сахара крови варьировал между 5,5 и 15 ммоль/л, но не понижался и не повышался; • иметь при себе глюкозу, которая быстро всасывается в кровь; она необходима в случае понижения уровня сахара крови.
В ноябре 2001 года Стефен снова прошел медосмотр, а через год ему вернули лицензию пилота. Сейчас в Канаде насчитывается около 50 пилотов с диабетом, которым разрешено летать. Пятеро из них обслуживают коммерческие рейсы, один служит в военно-воздушных силах, остальные заняты в других сферах и летают, лишь когда появляется желание. \"Есть все основания предполагать, что очень скоро примеру Канады последуют Австралия, Южная Африка, США и Великобритания, — говорит Стефен. — Что касается меня, я счастлив, что смог вернуться в авиацию, я счастлив, что ограничения были пересмотрены, ведь это лишний раз доказывает: диабет не болезнь, а образ жизни\".