Когда-то «легенда Бродвея» Элейн Стритч охарактеризовала себя так - «Католичка, диабетичка и алкоголичка». Недавно в Лондоне ее навестил корреспондент британского журнала “Balance” Мартин Кулен и вот его отчет: Сейчас Элейн ведет шоу «Соло одинокой женщины», а я сижу в ее гримерной. В перерыве между репетициями мы беседуем, и она, растягивая слова так, словно до сих пор находится на сцене, рассказывает мне обо всех тяготах сценической жизни. «Нет, я не жалуюсь, что в свои 70 с лишним лет мне приходится вести шоу. Конечно, я люблю сцену, репетиции, но вот бесконечные приготовления к этому отнимают у меня столько сил. Подумать только, проснувшись утром, ты едва открываешь глаза, как тут же надо принять душ, сделать гимнастику, прическу, наложить макияж, одеться и этакая кутерьма в мои-то годы», - говорит она. И все же в свои 77 лет она неплохо справляется. Одетая в элегантный черный костюм и белую блузку, она, завораживая внимание зрителей, часами не сходит со сцены. Здесь только она, да стул, на который она время от времени опускается. «Легенда Бродвея» поет, рассказывает истории из жизни – о своих взлетах, но чаще о падениях… Как-то один критик сказал: «Она вскрывает себе вены, из которых, словно кровь, по капле вытекает ее жизнь, и мы жадно ее впитываем. Нет, нет, она не улыбается, должно быть, ей нелегко». Звучит ужасно, не правда ли? Престарелая англичанка, с трудом сумевшая освободиться от алкогольной зависимости, захлебываясь от чувства жалости к самой себе, в каком-то странно порыве самобичевания, обнажает перед нами – зрителями – душу. Но – и это очень веское «но» - у вас дух захватывает от ее откровенности, потому что вы не привыкли слышать такое от «звезды». Она собирает полные залы, ей присуждается множество наград. Нет, Элейн недостаточно славы, которая сопутствовала ей в молодости, она и сейчас остается знаменитостью. Почти все в ее жизни – легенда. Ведь это она сбежала от Марлон Брандо, когда тот появился перед ней в пижаме (она до 30 лет оставалась девственницей), это она встречалась с Фрэнком Синатрой, это она оставила своего жениха ради Рока Хадсона (а мы-то знаем, сколько это наделало шуму) и, наконец, это ее экстравагантный характер стал притчей во языцах в мире шоубизнеса. Алкоголь – это тоже немаловажная часть жизни Элейн Стритч, которая начала пить в 13 и не могла остановиться в течение 50 лет. «Я тогда, как и многие другие, не знала, какой вред это может мне принести. Ведь в то время слову «алкоголь», было незнакомо окончание «изм», превращающее его в «алкоголизм». Мы все выпивали по рюмочке в шесть вечера!». Но в жизни Элейн эти «шесть вечера» возникали слишком часто. Перелом наступил в сентябре 1987 года – вернувшись к себе после вечеринке, устроенной в честь завершения одного из фильмов Вуди Аллена, Элейн впала в кому и была отвезена в больницу, почти в предсмертном состоянии. Элейн поняла, что дошла до «точки» и должна остановиться, если хочет выжить. Вскоре ей поставили диагноз – диабет. «Считается, что большое нервное потрясение может ускорить или каким-то образом вызвать развитие диабета. Так вот, в Лондоне поговаривали, что, я была настолько потрясена, когда мне пришлось бросить пить, что у меня от этого развился диабет, - рассказывает она. – Я и после диагноза пробовала пить, мне казалось, что диабет сделал меня более дисциплинированной, и это поможет мне соблюдать меру в употреблении алкогольных напитков. Но я ошиблась… День без выпивки тянулся медленно, казалось, что в сутках не 24, а 48 часов. Алкоголизм я всегда сравниваю с непостоянным бойфрендом, от которого никогда не знаешь, чего ожидать». «Узнав, что у меня диабет, я не стала сильно расстраиваться, так как врачи заверили, что им можно управлять, и пока он не причинял мне особых неудобств, я вполне мирно с ним уживалась, - говорит Элейн. - А, может быть, я просто была благодарна, что моя «карьера алкоголички» получила такое, более или менее, удачное завершение, и со мной не случилось чего-нибудь похуже. Я просто сменила звание «алкоголички» на звание «диабетички» и, откровенно говоря, последнее устраивает меня больше. Я понимаю, чем опасен диабет, но я могу держать его под контролем». Элейн – очень дисциплинированный человек. «Более чем, - дополняет она, - я ведь, и будучи алкоголичкой, соблюдала дисциплину – никогда не пропускала время «приема». А теперь моя дисциплинированность перешла на диабет – я все делаю вовремя. Но при моем загруженном распорядке дня это нелегко, ох, как нелегко». В подтверждение своих слов она демонстрирует мне свои «диабетические принадлежности», находящиеся здесь же, в гримерной, и шутит, что графины с виски сменила на флаконы с инсулином. «Диабет научил меня главному – бережно относиться к себе», - заключает она. Я интересуюсь, действительно ли она стала лучше следить за своим здоровьем. «Ну а как же иначе?! – кричит мне она, и тут я понимаю, что задал глупый вопрос. – Как иначе, если это вопрос жизни и смерти?!» «Я всегда соблюдала диету, так как следила за своим весом, - уже успокоившись, продолжает она. – И в диабете самым приятным моментом было то, что я внезапно очень сильно похудела, меня это обрадовало, но мой муж сказал: «Элейн, ты стала такой тощей, что тебя даже не за что ущипнуть, я думаю, тебе надо сходить к врачу». Муж Элейн – актер Джон Бей – за которого она вышла в 47 лет, умер в 1982 году. «Я не была оставлена один на один с диабетом – муж был тогда жив и всячески меня поддерживал. Помню, он часто говорил, когда я начинала капризничать: «Если ты должна выпить этот чертов апельсиновый сок, то ты его либо выпьешь, либо я тебя убью». И я пила… Гипогликемию же я всегда сравниваю с заблудившимся пятилетним ребенком – ты до смерти напуган и не знаешь, что делать. Поэтому всегда говорю, что общественность должна больше знать о диабете, ведь он может поразить каждую частичку вашего тела». «Но вы не поверите, какие подчас комичные ситуации вызывал мой диабет, - продолжает она. – Как-то я работала с Дональдом Синденом, так вот, каждый раз как я доставала из сумочки иглу, чтобы измерить уровень сахара крови или сделать инсулиновую инъекцию, он, сломя голу, мчался прочь из комнаты. До чего мужчины боятся уколов, мне кажется, женщины в этом отношении более выносливы». Мы еще немного поговорили. Я понимаю, что не зря Элейн на сцене обнажает свою душу, и не зря люди приходят послушать ее – у этой женщины есть чему поучиться.
Перевод Марины Ахмедовой |
|