Статьи
03.07.2018
Сахарный диабет 1 типа и ранний возраст ребенка. Как быть в будущем?
От автора: Статья родилась как ответ на многочисленные вопросы мам детей с СД 1 типа младшего возраста по поводу будущего ребенка, как принять ситуацию, как ребенок с диабетом взрослеет. Как отпустить в будущем и дать ему жить свою жизнь, если на раннем этапе все контролирует мама? Как передать ему ответственность за свою жизнь, а главное когда и в какой мере?
Переживания родителей, мам и бабушек мне очень понятны и близки. Я бы хотела выделить из этих вопросов несколько тем, которые в них звучат. Первое это вопрос о будущем ребенка, а также тревоги и страхи мам, связанные с переходом к самостоятельному контролю над диабетом. Второе это переживания и концентрация родителей на мысли, что диабет у ребенка на всю жизнь. Также у многих актуален вопрос взросления и отделения ребенка от мамы.
До трех лет ребенок полностью находиться под контролем мамы, как бы слит с нею. В 3 года заканчивается ранний возрастной период, и ребенок переходит в детство. Малыш впервые осознает свое Я, начинает требовать автономии. Коронная фраза трехлетки - «Я сам!». Могут проявляться негативизм и капризы, непослушание, своеволие, упрямство в поведении. Но это закономерный процесс и негативные проявления связаны с взрослением психики. Постепенно начинает формироваться воля и самостоятельность. После трех лет возможности ребенка возрастают, появляется гордость за свои достижения. Ребенок начинает стремиться к достижению результата в своей деятельности, относиться к взрослому как образцу, появляется чувствительность к оценке взрослым своего поведения. Главное, пережить этот кризис с наименьшими потерями, понимая, что это временный и преходящий этап.
В три года может быть сложнее с диабетом и всеми его правилами, чем раньше, т.к. ребенок начинает иначе строить отношения с окружающим миром и близкими. С ним необходимо договариваться, долго объяснять, а не просто запрещать, и считаться с его желаниями, стремлениями, целями, что бывает непросто. Так как раньше уже не будет. Гибкий подход, возможность выбора и альтернативы, внимательность, последовательность, общие взгляды родителей на воспитание ребенка и терпение в это время - основные принципы плавного перехода на новый этап взросления.
Вторая тема – это тревога мам за будущее малыша и за то сможет ли ребенок по мере взросления справляться с ситуацией и контролировать свой диабет самостоятельно. Насколько самостоятелен будет будущий подросток, во многом зависит от позиции родителей и их отношения к ситуации с диабетом. Важно, чтобы в родители сами принимали ситуацию с диабетом. Иногда в терапии наблюдаю такую картину: после старта диабета прошло 4-6 месяцев, подросток уже разобрался, как контролировать диабет и начал делать все необходимое самостоятельно, а взрослые все еще никак не могут принять факт того, что у ребенка диабет и находятся в полной растерянности. И это неудивительно - детская психика более гибкая, подвижная, чем взрослая и дети быстрее адаптируются к новым условиям. Подросток взрослеет на глазах, а родители словно бы меняются ролями с детьми и им требуется большая помощь в адаптации и принятии.
Как можно понять, что вы приняли диабет? Ушла ситуация хаоса в голове, вы понимаете как вести инсулинотерапию в том или ином случае, вы чувствуете и можете держать гликемию под контролем. Вы учитываете новые условия и правила, сотрудничаете с врачом. Не скрываете факт наличия диабета у ребенка от родственников, друзей и знакомых. Смотрите на ситуацию реально, оцениваете факты и осознаете чувства. Полностью принять ситуацию, что диабет у ребенка на всю жизнь сложно, над этим приходиться много работать и осмысливать, должно пройти время. За этим всегда лежат сложные чувства (в частности потеря здорового ребенка) и с этим родителям лучше всего работать индивидуально с психотерапевтом, для того чтобы тревога, страхи, чувство вины или уныние взрослых не передавалось ребенку.
Сейчас важно понять, что взросление и передача ответственности идет планомерно и постепенно. Это долгий последовательный трудоемкий процесс, за ним лежит серьезная каждодневная работа. Будущее это то, что еще не наступило. Тревога за будущее не дает сосредоточиться на важном моменте «здесь и сейчас», отнимает у семьи не менее важное настоящее. Каким будет будущее, зависит от настоящего и того, что в нем происходит.
Не пытайтесь «съесть слона целиком» – разделите его на части. Отпускание происходит не в один день. Однажды вы увидите, что можно потихоньку начать в чем-то небольшом отпускать. Главное почувствовать этот момент. При передаче ответственности необходимо опираться на возраст ребенка, а также учитывать такие факторы как: постепенность, возраст ребенка (в том числе и разный стаж, старт диабета в разном возрасте), уровень развития и готовности (разные дети), оценка, постоянный анализ и обратная связь.
Взрослым рекомендуется поощрять любую самостоятельность ребенка в отношении контроля над диабетом. Это можно начинать делать с 5-7 лет, в зависимости от степени зрелости и самостоятельности ребенка в целом. Принцип формирования навыка состоит из трех уровней.
Первый уровень
– примерно до 5 лет - работаем вместе с ребенком (делаем инсулин, замеряем сахар, считаем ХЕ и накладываем порцию еды, отслеживаем время и т.д. – но при этом стараемся проговаривать последовательность всех действий, что делаем как зачем и почему);с 5-6 лет – ребенку может быть доступны следующие действия: замер сахара, использует свою первую табличку простых ХЕ, поворачивает шприц-ручку на нужное количество единиц инсулина. При этом взрослый контролирует правильность выполнения. Сначала инъекции или проколы пальчика могут выполняться в технике «рука в руке» - это метод физической помощи, когда во время обучения взрослый помогает ребенку стоя сзади. Такая позиция позволяет ребенку почувствовать, что он сам выполняет действия и одновременно ощущает готовность взрослого помочь ему. Взрослый физически помогает ребенку совершить необходимое действие, направляя и координируя его движения.
Второй уровень
- взрослый напоминает и контролирует необходимые действия в спокойной и терпеливой манере, без раздражения. Третий уровень достигается, если на первых двух уровнях родители все сделали спокойно, доброжелательно, планомерно и последовательно.
Третий уровень
- ребенок все делает самостоятельно – чаще всего это уже подростковый возраст с 13-14 лет. Родителям важно быть в постоянном контакте с ребенком, чувствовать его готовность брать часть заботы о компенсации и не затягивать с теми навыками, которые он уже может выполнять самостоятельно, не делать за него. К школе желательно приобрести навык замера сахара и обучиться технике инъекций, поведению в кризисных или нестандартных ситуациях (гипогликемия, высокий сахар, спортивные нагрузки). В школе все должно быть продумано до мелочей, все необходимое ребенок должен иметь под рукой. Когда есть четкие алгоритмы и понимание, все становиться привычным, а навыки по компенсации диабета входят в каждодневную практику.
Поступайте с навыками по контролю над диабетом так, как вы обычно поступаете с обучением ребенка всем другим обычным навыкам. Ребенок привыкает к повторяющимся каждодневным ритуалам, поэтому первоначально действия должны быть максимально четкими и слаженными, насколько это возможно, и вписаны в общий распорядок дня. Как показывает практика, чем точнее график, тем легче понять, что происходит и быстро отреагировать на изменения. Сюда входят обязательные дневниковые записи и своевременные замеры сахара крови, а также запись еды в ХЕ (в граммах или ложках) и что именно покушал ребенок. Когда есть структура действий проще опираться на такой опыт, а ребенок видит границы.
Мамам важно иметь периодический отдых и возможность ненадолго отключаться от ситуации с диабетом, временно перепоручив заботу о ребенке папе или бабушке. Выход из дома и привычного круга забот даст больше сил и ресурсов для воспитания и поддержки ребенка. Зачастую за страхом отпускать ребенка в будущем лежит то, что может проявляться как некая пустота в собственной жизни. Когда мы «при деле», словно бы есть оправдание тому, что мы ничего не меняем в собственной жизни, никак не развиваемся и не двигаемся вперед, не ищем смыслы и новые способы самореализации. Когда мы постепенно отпускаем детей, у нас освобождается больше личного времени и пространства для себя и своей жизни. Важно не забывать о себе, иметь личные цели и увлечения, хобби, общение, не замыкаться лишь на каждодневной круговерти жизни, заниматься любимым делом, не забывать, что вы не только мама, но и еще любящая жена, красивая женщина.
Еще в 19 веке Эрнст Легуве известный французский поэт, драматург говорил, что «Основная цель воспитания это научить наших детей обходиться без нас».
Время от времени даже для повзрослевших детей важно искреннее участие родителей и живой интерес к их жизни, они нуждаются в поддержке родителей, хотя открыто могут это не демонстрировать. Главное, что вы всегда рядом и при необходимости сможете протянуть руку помощи своему взрослеющему сыну или дочке. А ребенок вырастет непременно, и станет самостоятельным и успешным. Всему свое время!
Мосина Екатерина Сергеевна