Почему ребенка с сахарным диабетом не взяли в "Артек"
Школьница Лиза Седунова мечтала об «Артеке» и получила путевку, но поехать не смогла. Sobesednik.ru выяснил, почему. Причина в ее болезни: у Лизы диабет.
Поддержка Газеты
Дело даже не в море
16-летняя Лиза Седунова живет в маленьком городке Усть-Кут Иркутской области, где ее многие знают. Девочка – отличница, выигрывает олимпиады, пишет стихи и уже издала два сборника. 9-й класс она окончила на пятерки, как всегда.
– Лиза у нас – поздний ребенок, – рассказывает Андрей Седунов, папа девочки. Седуновы – обычная семья: папа – водитель в поликлинике, мама – домохозяйка, трое детей. – Ошибки, которые мы с ее мамой делали, воспитывая двух старших дочерей, мы пытались с ней не повторять. Девочка выросла напористая.
Андрей Седунов рассказал дочери, что в советское время в Крыму был международный лагерь «Артек», который принимал одаренных детей со всей страны. Он есть и сейчас. Лиза посмотрела видео об «Артеке» и загорелась туда попасть. Говорит, что море ее интересовало куда меньше, хотя такие поездки Седуновым не по карману. Она хотела пожить артековской жизнью и познакомиться с новыми людьми.
– Я зашла на сайт «Артека» и внесла информацию о себе, – рассказывает Лиза. – Написала обо всех своих достижениях и набрала немалое количество баллов. Кажется, 360. Скоро там же, на сайте, Лиза узнала, что она может попасть в «Артек» в конце июля.
«Вы не больные»
Из информации на сайте Лиза узнала, что с ней должен связаться региональный представитель лагеря для выяснения всех деталей. Но время шло, надо было покупать билеты, а Седуновым всё не звонили. За две недели до начала смены Лиза позвонила сама. В разговоре предупредила: у нее диабет 1-го типа без осложнений.
– Мне сказали, что свяжутся со мной через пять минут, – вспоминает девочка. – И когда позвонили снова, сказали, что лагерь принять меня не может.
Лиза надеялась, что все еще разрешится: диабет совершенно не мешал ей жить обычной жизнью. Она, например, уже ездила в санаторий в Братске, и все прошло хорошо.
Справедливости ради надо отметить, что на сайте «Артека» есть информация о том, что сахарный диабет является противопоказанием для пребывания в лагере. Но стоит пометка, что решение – за медперсоналом. Лиза об этом знала, но не видела причин для отказа. Получив его, она даже написала письмо главному врачу «Артека», однако ответа не получила.
Тогда Марина Седунова, мама Лизы, обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области Светлане Семеновой.
– С детей-диабетиков сейчас даже снимают инвалидность, – возмущается Марина Владимировна. – Врачи говорят: вы не больные, просто ведете другой образ жизни. А когда таких детей нужно принять в лагерь, заявляют, что они инвалиды.
Уполномоченный отреагировала быстро, написав омбудсмену Анне Кузнецовой и заместителю председателя правительства по социальным вопросам Ольге Голодец. В итоге из «Артека» пришел уже письменный отказ. В лагере сослались на то, что оказать девочке специализированную медицинскую помощь нет возможности, потому что ближайшие больницы находятся в Симферополе и Севастополе. Мама Лизы возражает, что есть еще Ялта, до которой всего 15 км.
«Это не мешает мне жить»
На самом деле с проблемами из-за диагноза Лизы Седуновы столкнулись не в первый раз.
– Диабет выявили, когда дочери было три года, – вспоминает Марина Седунова. – Первое время я не работала, сидела с ней. Когда встал вопрос, чтобы снова водить ребенка в детский сад, директор не возражала, а медсестра и нянечки были против.
В итоге Марина Владимировна нашла дочери садик, где персонал был готов взять на себя ответственность. Сама ходила туда несколько раз в день, чтобы делать дочери уколы инсулина. К счастью, в школе у Лизы не было проблем, там к ее ситуации отнеслись с пониманием. Уже в средних классах девочка могла контролировать болезнь самостоятельно. Пять лет назад благотворительный фонд купил Лизе инсулиновую помпу, и жить стало легче. Этот прибор сам отслеживает ее состояние и поставляет необходимую дозу инсулина, девочке нужно только ввести информацию о том, сколько углеводов она съела.
– Я постоянно ношу помпу на теле, она небольшая, – говорит Лиза. – Снимаю, когда моюсь, а под одеждой ее не видно. Диабет, по словам девочки, не мешает жить. Она, например, занимается баскетболом. За последние два года было всего два случая, когда сахар в крови у нее резко падал. Тогда Лизе просто давали сладкое питье и конфеты.
– Экстренный случай, когда Лизе может понадобиться медицинская помощь – это пищевое отравление, – говорит Марина Седунова. – Когда у человека рвота, уровень сахара резко падает. Тогда медики ставят капельницу и капают глюкозу прямо в кровь. Но это обычная медицинская помощь.
«И где же безбарьерная среда?»
В «Артеке» так не считают, и не только там. Четыре года назад Лиза должна была поехать в Москву на президентскую ёлку, но, когда выяснилось, что у нее диабет, девочке отказали. Тогда Седуновы не слишком расстроились. А сейчас у них накипело. –
С экранов телевизоров нам говорят про безбарьерную среду для инвалидов, – говорит Лиза. – И где же эта безбарьерная среда? После отказа она подала заявку в другой международный лагерь – «Сириус» – и получила путевку. Папа Лизы сразу же позвонил в медицинский кабинет, чтобы не было напрасных ожиданий, и там, узнав о диабете, ответили, что это не проблема и при необходимости Лизе окажут помощь. Весь сентябрь девочка проведет на Черном море.
– Мы сейчас не за своего ребенка, а за других детей-диабетиков боремся, – говорит Марина Седунова. – Лиза в «Артек» скорее всего уже не попадет – там принимают до 17 лет. Но, может быть, другие дети получат шанс.
«Возникают серьезные риски»
Мы обратились в «Артек» с просьбой разъяснить, почему диабет – противопоказание для его посещения и чего именно не хватает, чтобы Лиза Седунова и другие дети с таким же диагнозом могли там побывать. Из детского центра пришел письменный ответ:
«Сахарный диабет входит в перечень медицинских противопоказаний для пребывания в Центре, так как ближайшее специализированное отделение эндокринологического профиля для детей находится в г. Симферополь и г. Севастополь, в связи с чем возникают серьезные риски, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье ребенка. А их сохранение остается главным аргументом при принятии решения о его пребывании в Центре.
Однако руководство «Артека» считает, что любой ребенок, заслуживший путевку в «Артек», должен реализовать свое право на его посещение, независимо от ограничений по состоянию здоровья. В настоящий момент в Центре созданы условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, продолжается работа по созданию условий для пребывания детей с противопоказаниями по ряду заболеваний».
Источник: «СОБЕСЕДНИК» №31-201717:09, 19 августа 2017