Статьи
14.04.2017
Пять главных прав застрахованного по ОМС гражданина
Полис ОМС: без прописки, бесплатные медуслуги, выбор поликлиники и лечащего врача
Система обязательного медицинского страхования в нашей стране позволяет получить определенный набор медицинских услуг любому гражданину. Это право дается каждому застрахованному лицу независимо от того, в каком регионе прописан человек, проживает ли он по месту прописки, работает или является безработным. Полис ОМС дает право выбирать не только медицинское учреждение, но и лечащего врача. Застрахованные граждане также могут обратиться в страховую медицинскую компанию, которая выдала полис ОМС, за информационным сопровождением и защитой своих прав и интересов.
Пять главных прав застрахованного по ОМС гражданина / Система обязательного медицинского страхования в нашей стране позволяет получить определенный набор медицинских услуг любому гражданину. Это право дается каждому застрахованному лицу независимо от того, в каком регионе прописан человек, проживает ли он по месту прописки, работает или является безработным. Полис ОМС дает право выбирать не только медицинское учреждение, но и лечащего врача. Застрахованные граждане также могут обратиться в страховую медицинскую компанию, которая выдала полис ОМС, за информационным сопровождением и защитой своих прав и интересов.
1. Оформить полис можно без прописки
Получить полис ОМС в страховой медицинской организации можно вне зависимости от наличия прописки. Граждане, зарегистрированные по месту жительства в одном регионе, но не проживающие по месту прописки, или вовсе не имеющие регистрации, имеют право на получение полиса ОМС. Для этого при подаче заявления в страховую медицинскую компанию достаточно указать фактическое место жительства.
2. Бесплатные медицинские услуги: от первой медпомощи до высокотехнологичного лечения
Необходимые медицинские услуги по полису ОМС предоставляются независимо от регистрации по месту жительства. В рамках базовой программы ОМС пациенты вправе получить основной объем медицинской помощи в любом регионе. Здесь работает принцип «деньги следуют за пациентом». Если, например, житель Амурской области отправится в отпуск в другой регион, то в случае необходимости он всегда сможет обратиться в ближайшую поликлинику или больницу, предъявив свой полис ОМС.
Диагностика, которую возможно пройти даже без непосредственных медицинских показаний, позволит на ранних сроках выявить, например, сахарный диабет, злокачественные новообразования, болезни системы кровообращения и легких. В базовую программу добавлена дорогостоящая услуга по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), а также в систему ОМС включена высокотехнологичная медицинская помощь.
Кстати, с 2013 года в базовую программу ОМС включено полезное дополнение — бесплатная диспансеризация. Ее можно пройти в поликлинике по месту жительства (прикрепления). Диагностика, которую возможно пройти даже без непосредственных медицинских показаний, позволит на ранних сроках выявить самые распространенные неинфекционные хронические заболевания, среди которых: сахарный диабет, злокачественные новообразования, болезни системы кровообращения и легких. Кроме того, в базовую программу добавлена дорогостоящая услуга по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). А с 2014 года в систему ОМС включена высокотехнологичная медицинская помощь.
3. Выбрать поликлинику и лечащего врача можно раз в год
Раз в год владелец полиса ОМС имеет право выбрать поликлинику для прикрепления и постоянного медицинского обслуживания. При этом совсем не обязательно, чтобы медицинское учреждение было расположено в районе проживания. Можно, например, выбрать приглянувшуюся поликлинику рядом с работой. Однако следует учитывать, что каждое медучреждение имеет закрепленные за ним территории обслуживания — врачебные участки для оказания медпомощи на дому. В случае если пациент живет далеко и ему внезапно понадобится вызвать врача на дом, то могут возникнуть трудности, так как врачи на этой территории попросту не работают. Безусловно, совсем без медпомощи пациент не останется. Но ему, скорее всего, придется добираться до поликлиники самостоятельно.
Также раз в год застрахованный гражданин вправе выбрать лечащего врача: терапевта, участкового терапевта, педиатра, участкового педиатра, врача общей практики (семейного врача). Для этого достаточно написать заявление на имя главврача медицинского учреждения. При этом если пациента категорически не устраивает работа лечащего врача, есть конкретные претензии, то не обязательно терпеть целый год. Можно написать заявление главврачу и обосновать причины недовольства. Параллельно стоит проконсультироваться и заручиться поддержкой у страховых представителей своей страховой медицинской компании, выдавшей полис ОМС.
4. Информационное сопровождение от страховой компании
В число функций страховой медицинской компании, выдавшей полис ОМС, входит также информационное сопровождение застрахованных лиц. У страхового представителя можно узнать, включена ли та или иная медуслуга в программу госгарантий бесплатной медпомощи населению, в какие сроки по законодательству должен быть назначен прием у врачей-специалистов (гастроэнтеролога, гинеколога, уролога, кардиолога и т. д.), в какой период должны быть проведены различные обследования (УЗИ, МРТ, допплерография и др.). Телефонные номера контакт-центров своей страховой компании лучше записать и всегда носить с собой.
Раз в год пациент вправе выбрать лечащего врача: терапевта, участкового терапевта, педиатра, участкового педиатра, врача общей практики. Для этого достаточно написать заявление на имя главврача медицинского учреждения.
Именно от страховой медицинской компании поликлиники и больницы получают оплату за каждого пациента. Поэтому медработники особенно заинтересованы оперативно устранять нарушения в случаях, если на защиту пациента выступила страховая компания.
5. Право на защиту и возмещение ущерба
Обязанность бесплатно защищать права застрахованных граждан также возложена на страховые медицинские организации по закону. К сожалению, нередки случаи, когда пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, при получении помощи сталкивается с ее ненадлежащим качеством или взиманием денежных средств. Зачастую такая помощь сводится к вымогательству. Чаще подобные конфликты удается урегулировать в досудебном порядке с участием трех сторон: пациента, страховой компании, которая стоит на страже его интересов, и администрации медицинского учреждения. Тем не менее, как показывает практика, подобные конфликты могут привести и к судебному разбирательству. Безусловно, в этой ситуации одной из основных функций страховой медицинской компании является защита прав застрахованных в рамках системы обязательного медицинского страхования.
Дарья Ульянова
Амурская правда
Источник: http://www.ampravda.ru/2017/04/14/74072.html