Статьи
26.09.2016
Не лишайте себя гарантий!
До 1 октября федеральные льготники края должны решить, будут они в следующем году получать социальный набор услуг в натуральном эквиваленте или возьмут его деньгами. На то, чтобы сделать выбор, у них осталась неделя.
Когда прижмёт
Речь о 260 тысячах жителей Алтайского края, страдающих серьезными заболеваниями. 42 тысячи уже реализовали свое право на льготу (общая сумма – 517 миллионов рублей).
Одна из них – Надежда Тузкова, пациентка городской поликлиники № 10 Барнаула. В ее медицинской карточке значатся гипертония, глаукома, диабет инсулинозависимой формы. Были ли у нее хоть раз мысли отказаться от соцпакета ради денег? Надежда Ивановна очень удивилась такому вопросу:
– Что вы, для меня сохранение соцпакета равнозначно самой жизни. Мне с ним комфортно, чувствую себя защищенной. Лечение одного только диабета требует около 5 тысяч рублей в месяц – картриджи инсулина, тест-полоски, иглы… Я знаю, что многие выбирают деньги. И скажу вам, что если человек отказывается от лекарств, значит, у него не болит. Когда прижмет – выбор однозначен.
Пожилая женщина призналась, что раньше была недовольна работой своей территориальной поликлиники из-за того, что врачи на ее участке меняются часто. А потом она просто сама выбрала себе врача, попросила прикрепить ее на участок к доктору Евгении Бобровой. Все спорные вопросы разрешились, Надежда Ивановна довольна.
– На нашем участке 1700 человек, 500 из них – федеральные льготники. От соцпакета отказываются единицы, – сообщает врач. – Не то сейчас время. Препараты стоят дорого.
Напомним, что к федеральным льготникам относятся ветераны войн, инвалиды, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и фашизма, пострадавшие от радиации после аварии на ЧАЭС. В нашей стране действует три основных вида федеральных льгот: дополнительные денежные выплаты, дополнительное материальное обеспечение и собственно набор социальных услуг. В денежной его составляющей (995 рублей) основная доля (766) – это лекарства из перечня жизненно важных препаратов, 118 – санаторно-курортное лечение, 110 рублей – транспортные расходы. Пациент, который предпочел гарантированному соцпакету деньги, за год получит сумму около 10 тысяч рублей. При этом минимальный «чек» тех, кто оставил за собой натуральную льготу, – 12 тысяч.
65 минус пять
Многие из нас живут на авось. Взяв сегодня деньги, мол, они сейчас нужнее, надеются на то, что завтра ничего плохого не случится. Но чудес не бывает. Состояние человека, страдающего тяжким недугом, таким как рак, сахарный диабет, бронхиальная астма, болезни сердечно-сосудистой системы, с возрастом ухудшается, а значит, и вложений в здоровье требует все больше.
– Есть множество заболеваний, течение которых со временем усложняется, они требуют дорогостоящего лечения, – констатирует Татьяна Корепанова, заместитель главного врача городской поликлиники № 1 Барнаула по лекарственному обеспечению. – Адекватная терапия хронической почечной недостаточности, например, стоит не менее 30 тысяч рублей в месяц. Цифры при тех или иных патологиях могут быть разными, но в любом случае гарантии по сопакету – это своевременное, в полном объеме лечение. Отказавшись от набора социальных услуг, пациент лишает себя права им воспользоваться. Чтобы сформировать для себя уверенное завтра, сегодня нужно принять правильное решение о сохранении набора социальных услуг в натуральном его выражении. По статистике последних лет, от него отказываются 65% федеральных льготников. Меж тем практика показывает, что в течение года у пациента возникает необходимость вернуться в льготу. После отказа восстановить соцпакет можно в индивидуальном порядке, но это длительный, в несколько месяцев, процесс. И человек вынужден это делать, поскольку болезнь прогрессирует. До 5% пациентов таким образом восстанавливают свои права на соцпакет.
Природа отказов – социальная, как подчеркнула Татьяна Эдуардовна. И выгода от них – мнимая, если учесть все риски, влияющие на нашу жизнь. Болезни, перебои с поставками медикаментов зарубежных производителей, полипрагмазия, когда человек, отправившийся в свободное плавание, начинает принимать множество лекарств во вред себе. По закону с 1 января 2017 года жизненно важные препараты рецептурного отпуска можно будет получить только по рецепту лечащего доктора.
По программе, в которой участвуют федеральные льготники, препараты закупаются на год одномоментно и уходят в сеть заявленными партиями ежеквартально. Но как быть, если нет в аптеке препарата, положенного по льготе? Может ли быть такое, что человек, выбрав пакет, и без денег остался, и без лекарств?
– Нет, – уверяет Корепанова. – Если вдруг количество заболевших превысило плановый объем поставок, определяемый в конце года, к финансовой емкости программы ежегодно бюджет выделяет дополнительные деньги на восполнение дефицитных позиций. Так случилось недавно с препаратом железа «Венофер» для людей с хронической почечной недостаточностью. Крайздрав принял оперативные меры по экстренному закупу, обеспечив пациентов необходимой терапией.
Совет: если в аптеке временно не оказалось нужного вам лекарства, решайте вопрос у начмеда своей поликлиники либо звоните на «горячую линию» крайздрава – 62-33-37.
Источник: http://www.ap22.ru/paper/Ne-lishayte-sebya-garantiy.html