Статьи
23.06.2014
Врач, который рядом с тобой
Домашний доктор. Плата за удобство и быстроту доступа.
Сейчас у нас существует два вида здравоохранения — бесплатное и платное, оба вызывают нарекания населения. По разным причинам, разбираться в них сейчас не будем — это дело долгое и неблагодарное и оставим его другим. Но существует ли альтернатива или, скорее, дополнение к этим двум возможностям?
Не секрет, что в стране очень большая нехватка врачей и, в первую очередь, терапевтов, работающих «в поле». (Кстати, это не только наша проблема, в США похожая картина, особенно после начала обамовской реформы здравоохранения). Соотношение спроса и предложения абсолютно не сбалансировано и, как результат, и пациенты и врачи пытаются найти выход.
Средний визит пациента к врачу в поликлинике не превышает 15 минут и этого времени часто недостаточно для правильного диагностирования и определения лечения, особенно в случае хронических заболеваний. Общение врача и пациента в основном фокусируется на самочувствии или симптомах в настоящий момент, а на разговор о других взаимосвязанных вещах почти не остается времени. Неудивительно, что наши визиты к врачу так редки. И, вероятнее всего, следующий раз к врачу вы пойдете через несколько недель или месяцев. Я уже не говорю о времени, необходимом врачу на заполнение различных форм, будь то бумажные, или электронные документы.
С точки зрения врача, также существует недовольство таким графиком работы, слишком коротким временем, уделяемому пациенту. Большинство терапевтов, хотят больше знать о пациенте, знать его как человека, чтобы правильно диагностировать и лечить его. Проблема в прибыльности, зависящей от «объема принятого народонаселения», причем прибыльности учреждения, не сильно связанной с доходом самого врача. А также в системе медстрахования, существенно отстающего от требований современного здравоохранения.
В современном мировом здравоохранении начинает оказывать свое влияние концепция «оплаты за качество лечения» (pay-for-value), на этом пытаются сыграть коммерческие клиники, но тоже не очень получается — сервис, как правило, хорош, а что касается соотношения качества лечения и денег, уплаченных за него, тут сложнее…
Что же может быть альтернативой, какие есть возможности? Подобным вариантом может быть все более популярная в развитых странах «придомовая медицина» (concierge medicine), которую иногда называют медицинским бутиком. Первоначально она начиналась как модель, относящаяся к поддержанию здорового образа жизни. Состоятельные пациенты платили за определенное количество времени в месяц доступа к своему врачу, чтобы иметь возможность получения определенных процедур, за возможность телефонного общения с врачом в любое время и его помощь при контакте с другими врачами. Все это было очень дорого.
Сегодня «придомовая медицина» в развитых странах обходится примерно в 1500 — 2000 USD в год, она приняла совсем другой вид и имеет преимущества как для пациентов, так и врачей. Отметим здесь, что такая оплата — это, конечно, не все затраты, которые несет пациент. Он должен дополнительно платить за анализы, диагностические сервисы и т.п. С точки зрения общих затрат на здравоохранение такая модель позволяет их существенно уменьшить. Врачи, работающих по этой модели, могут значительно уменьшить свою нагрузку, особенно если их дополнительные услуги не требуют оформления для страховых организаций. У них меньше пациентов, меньше дополнительных мероприятий, упрощенная бухгалтерия. В конце концов требуется меньше вспомогательного персонала и затрат на него. При этом, что важно, терапевты могут уделять своим пациентам больше времени и с большей пользой его использовать, что приводит к лучшему диагностированию и лечению. Лучшее лечение тянет за собой уменьшение случаев госпитализации, тем более повторной госпитализации, что в свою очередь облегчает нагрузку на больницы и, тем самым, на бюджет. Западный опыт говорит, что терапевты получают существенно больше удовлетворение от своей работы, чувствуют, что они реально помогают людям.
В такой модели здравоохранения проще находят свое место и различные варианты мобильной медицины, системы мониторинга здоровья человека, которые значительно легче разворачиваются и быстрее приносят ощутимую пользу , как врачу, так и пациентам. Представьте, что когда вы приходите на прием к своему врачу, у него уже перед глазами картина вашего самочувствия за последний период, анализ действия прописанных вам ранее лекарств.
Конечно и здесь есть свои недостатки. Как правило, врачи в таких клиниках позволяют своим пациентам звонить себе в нерабочее время. Это может быть звонок и в 3 утра. Но при правильном планировании взаимодействия с пациентами, большинство врачей не испытывают больших проблем с такими звонками. Кроме того, врачи в такой модели могут и несколько потерять в доходе, если сравнивать, например, с платной клиникой, но это может быть уравновешено уменьшением стресса и большим удовлетворением от работы.
С точки зрения пациента, возможность позвонить врачу и договориться о визите к нему в этот же день, или даже назавтра, уже дорогого стоит. А поговорить со своим врачом, рассказать ему обо всем, что вас беспокоит, начать, в конце концов, доверять ему, разве это не привлекательный вариант? Разве последний раз, когда вы были у врача, вы смогли задать ему все вопросы, которые у вас накопились, и озвучить все свои страхи, которые вас волнуют? «Придомовая медицина» или, лучше сказать, домашний врач, позволяет вам это сделать, более того, эти вопросы позволят вам с помощью врача предпринять и конкретные действия. Возможно, он порекомендует обратиться к специалисту, более того, может порекомендует такого, за которого ему не будет стыдно. Некоторые врачи в развитых странах, работающие по этой модели, сами договорятся со специалистом, сопроводят вас к нему, облегчат вашу тревожность и помогут вам найти ответы на вопросы, которые вас волнуют.
Для пациента также есть обратная сторона этой формы лечения. В первую очередь, это деньги, которые придется платить «домашнему врачу» и дополнительным специалистам. Но если рассматривать эту модель не как альтернативу, а как дополнение к обычному здравоохранению в рамках ФОМС, то она кажется даже более привлекательной, чем лечение в современных платных клиниках.
Кстати, на Западе некоторые страховые компании уже предполагают включать concierge medicine в свои планы.
Прекрасная картина, не правда ли? Несколько фантастичная? И возможно ли это в России? Мне кажется — да.