Статьи
04.08.2010
ЭМОЦИИ ОТ РЫБАЛКИ ЗАПРОСТО СНИМАЮТ ЛИШНИЙ САХАР
Александр Сергеевич Пузаньков - личность незаурядная....
ЭМОЦИИ ОТ РЫБАЛКИ ЗАПРОСТО СНИМАЮТ ЛИШНИЙ САХАР
Александр Сергеевич Пузаньков - личность незаурядная и неравнодушная к тому, что происходит рядом с ним и чему он является свидетелем. Доброжелателен, внимателен, что замечается сразу, поскольку он легко вступает в дискуссию, дает совет или оказывает помощь. Да и о себе Александр Сергеевич тоже ничего не скрывает, во всяком случае, свою «диабетическую историю» поведал весьма охотно.
Он много чего умеет делать. И делает это хорошо. Человек смоленского разлива, но считай уже москвич, потому как в столице после окончания энергетического института с 1956 года. По базовому образованию – системный инженер, занимался производством управляющих вычислительных машин. Но довелось потрудиться и на Втором часовом заводе. Цех под его руководством выпускал пластмассовые детали для будильников и наручных часов, что было связано с фенолами, фольмардегидами. Проработав там около 5 лет, «заработал» экзему, не исключает, что значительные предпосылки диабета идут оттуда же. Хотя официально СД обнаружен в 1986 году. К тому времени с завода он уволился и организовывал с нуля Вычислительный центр для Союзвторчермета. Хлопот было выше крыши, как и нервотрепки. Именно это и спровоцировало СД, который проявился уже открыто, да он того не понимал.
Что тогда происходило в жизни Александра Сергеевича? Неурядицы в семье и крупные проблемы «на службе». После смены министерского руководства ВЦ залихорадило. Пять месяцев напряжённейшего графика, бесконечных изнурительных проверок и перепроверок, составление длинных протоколов и пр. Разумеется, это не могло не сказаться на здоровье. Далее схема хорошо нашим читателям известная.
Стал чувствовать систематическую жажду. Причем хотелось не только пить, но и к сладостям жутко тянуло. Лимонад и леденцы – ежедневно, а за ними потребовался визит к стоматологу. Тот оказался опытным доктором и направил к эндокринологу…Сахар 10,5 мм/моль! Республиканская больница. Ему было тогда 48 лет. Испугался. Успокаивало разве лишь то, что всё-таки предписали не инсулин, а Манинил: утром и вечером – по таблетке.
Так или иначе, надо было приспосабливаться в новой ситуации, и Александр Сергеевич взял себя в руки.
Главное – настрой!
Физически он крепок, занимался плаванием, греблей на байдарках. И волей обладает недюжинной, о чём можно судить по тому, как преодолел табачную зависимость. Был курильщиком с солидным стажем. Но однажды, в 2005 году, ни с того, ни с сего, вдруг, поставил цель – бросить. Вроде бы дело двинулось успешно. Да вот беда – как увидит человека с сигаретой, слюни текут, и сил нет сдерживаться. Но все – таки, переборол, победил этот порок.
Так что и за СД взялся по серьёзному. Поселился в деревне Рузского района, взял участок в аренду. Конечно, пока обустраивался, все проходило не очень гладко, и случались всякие не особо приятные «диаэпизоды». Но свежий воздух, прекрасная колодезная вода, абсолютная тишина и тесное общение с природой перевешивают любой негатив. Если ты, разумеется, сам этого хочешь и к этому стремишься. Настроишься на добрые поступки, и мир поворачивается к тебе светлой красивой стороной. Александр Сергеевич это проверял на себе неоднократно, и не сомневается, что настрой в нашей жизни – превыше всего!
Что еще помогает? Книги. Александр Сергеевич пристально следит за всеми «диабетическими новинками». Активно общается с «коллегами по несчастью» – личный опыт крайне ценен. Например, одно подобное практическое наблюдение: если нет под рукой средств для самоконтроля, то повышенный сахар, можно определить по моче – она пенится.
И еще ему везет на хороших врачей. Однажды попал на лекцию некоего профессора Горшкова, бывшего хирурга госпиталя Бурденко. У него несколько изобретений с авторскими свидетельствами, в том числе кольцо из мельхиора под названием «Здоровье». Александр Сергеевич носит его на безымянном пальце, и то ли чисто психологически, то ли действительно в этом есть некий секрет, но сахар держится в переделах 7 м/моль стабильно. Даже без соблюдения диеты, а если грамотно питаться, то и вовсе в норме. Хотя, несомненно, это все очень индивидуально.
Испытания закаляют
Бывает, что дают о себе знать гипертония, аритмия. Александр Сергеевич умеет и с ними справляться и говорит об этом с улыбкой. Судьба посылала ему мощные испытания. Семь лет назад у него погиб сын, вскоре умерла 91-летняя мама, а затем младший брат. У мамы, кстати, скорее всего, был СД. Но в лёгкой форме, потому что она всегда следила за тем, сколько и что ест.
Ему это удается не всегда. Вспоминает, что в детстве перенёс много «всяких удовольствий»: в 12 лет был сбит машиной, получил сотрясение мозга, которое потом ещё не раз повторилось. «Уже, будучи взрослым, я неоднократно разбивался за рулем, причём очень сильно. Жив остался лишь благодаря тому, что это была «иномарка» по имени «Запорожец». Суставную атаку ревматизма, голод, когда с ребятами бродили в поисках липовых почек, хвоща, ели тростник, зелень всякую…Зубы, между прочим, были великолепными, видимо, от «травоедения». Но с тех пор словно завёлся внутри какой-то червячок, когда чистит рыбу, готовит или смотрит на продукты – неистребимо тянет это отведать, попробовать, вкусить... Это, скорее всего, тоже некий признак непорядка внутреннего, по мнению Александра Сергеевича. Но кто ж у нас обращает внимание на подобные мелочи…
Поэту нездоровье нипочем
Чему научила жизнь с СД Александра Пузанькова, и что он понял за эти годы? Прежде всего, то, как велика роль психологического фактора. Человек с диабетом должен быть ограждён от ссор и нехороших обидных выпадов извне. Нельзя и самому ввязываться в любые перепалки. Александр Сергеевич резонно указывает на пример Михаила Суслова – высокого партийного деятеля, члена Президиума ЦК КПСС, дожившего до 80 лет и похороненного у Кремлёвской стены. Он страдал инсулинозависимым диабетом и имел репутацию «серого кардинала» и крайне жёсткого нервного типа. Известно, что после каждого заседания Политбюро Михаил Андреевич устраивал дома такие скандалы, что в итоге его жена и сын стали алкоголиками… У Юрия Андропова тоже был СД, и мы знаем, как печально закончилась его биография.
Так что разъедать себя и окружающих желчью весьма опасно. И наоборот тянуться к дружбе, любви, согласию очень желательно. Александр Сергеевич сделал добрые щедрые поступки правилом своей жизни. А ещё он пишет стихи и целые поэмы, по случаю Миллениума, например, оду сочинил. «Стихи бурлят во мне ключом,/И сердце бьется аритмично…/Поэту нездоровье нипочем!/Читается и пишется отлично…» Когда прочёл эти строки своему эндокринологу, та сказала: «Да вы не больной совсем, если из вас такие рифмы сочатся…»
Но рифмы складывать дано далеко не каждому. А вот рекомендации от Александра Сергеевича, которыми может воспользоваться любой. Он возится с пчёлами, посадил топинамбур, собирает опята, содержащие полисахариды. Засушивает их, замораживает – вкусно, полезно. В питании необходима дисциплина. Благотворно влияют на сахар физические нагрузки. «Я пашу по 14 часов! – заявляет Александр Сергеевич. – Посмотрите на мои руки – все в мозолях! Зато, как отрадно видеть результат своих трудов».
Но главное – рыбалка. Впечатления и эмоции от рыбалки снимают все сахара. Всё лишнее сгорает, когда сидишь, ждёшь эту, может быть, и небольшую, но такую желанную рыбку. «Нынешней зимой, – рассказывает Александр Сергеевич, – ловил как никогда. Встал в три часа ночи, и поймал восхитительную щуку, и лещей…. А сколько удовольствия! Я жаворонок, превратившийся в сову – поздно ложусь и рано встаю. Потому много всего успеваю совершить».
Татьяна Петрова