Статьи
21.10.2009
ФАС начинает проверки
Сколько денег ваш эндокринолог получает от фармкомпаний?
Сколько денег ваш эндокринолог получает от компаний Элли Лилли и НовоНордиск?
“Подогретый” инсулин
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверки фармацевтических компаний на предмет незаконного материального стимулирования врачей при назначении лекарственных препаратов пациентам. О начале выемки документов в офисах представительств двух крупных зарубежных компаний в конце прошлой недели заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Очевидно, что перейти от слов к делу антимонопольному органу помогло недавнее выступление премьер-министра Владимира Путина, который назвал закамуфлированный подкуп медиков «порочной практикой», а действия фармкомпаний — «глубоко эшелонированной системой лоббирования».
К моменту, когда прозвучало политическое заявление премьер-министра, руководство ФАС уже располагало списком «самых щедрых» компаний. Первые две «жертвы» антимонопольщиков — американская Eli Lilly и датская NovoNordisk Pharmaceuticals — были выбраны не случайно. Больше года назад начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев рассказывал «Времени новостей», что службу особенно интересует такой импортозависимый рынок, как инсулины: до последнего времени 98% генно-инженерных препаратов этого ряда в Россию завозили из-за рубежа. При этом создание инсулиновых производств в России всячески затягивалось и блокировалось чиновниками на протяжении последних 20 лет. Только этим летом было открыто несколько линий, но оценивать их влияние на рынок пока рано. В значительной степени именно за счет продукции Eli Lilly и NovoNordisk потребность российских диабетиков в лекарствах погашалась все последние годы.
«Особенность инсулиновых препаратов в том, что переход с одного препарата на другой — дело трудное и рискованное как для пациента, так и для врача, — пояснил «Времени новостей» генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Александр Кузин. — Поэтому при первичном выборе препарата для своего пациента врач фактически на долгие годы определяет, от какой именно торговой марки этот человек будет зависеть». Учитывая, что, по данным DSM Group, рынок инсулинов в России несколько превышает 200 млн долл. в год, заинтересованность компаний в лояльности лечащих врачей вполне понятна. И легко посчитать, что на продвижение инсулинов иностранные компании тратят на нашем рынке до 40 млн долл. в год.
Мало чем отличается ситуация в других областях медицины, где речь идет о жизни пациентов и дорогих лекарствах. Но справедливости ради стоит отметить, что западные компании никогда и не скрывали, что располагают штатом медицинских представителей, в обязанности которых входит вступать в самый тесный контакт с врачами. Благо российское законодательство никак этому не препятствует. Более того, рекрутинговые агентства отмечали, что именно медрепы стали первой специальностью, которая была востребована рынком труда после кризисного шока конца 2008-го.
Вчера Тимофей Нижегородцев говорить о проверках отказался, сославшись на некорректность ведения каких-либо обсуждений до полного завершения мероприятия. Сделать первые заявления на этот счет ФАС планирует не ранее чем через неделю. Но аналитики подтверждают, что бюджеты на продвижение любых серьезных препаратов на территории нашей страны в смете крупных иностранных производителей закладываются в размере 10–20% от стоимости товара. Учитывая, что реклама лекарств у нас запрещена, все эти средства идут на просвещение (оно же поощрение) врачей-специалистов. Распределяются эти деньги во врачебном сообществе отнюдь не равномерно. Действительно крупные «знаки внимания» от производителей лекарств получают так называемые opinion leader — научные авторитеты в той или иной отрасли медицины, а также руководители крупных клиник. Их не только постоянно вывозят на заграничные конференции, но и зачастую снабжают машиной с шофером, а то и личным ассистентом, имеющим ставку в фармкомпании. Как говорят в ФАС, трудно доказать факт выплаты таким специалистам денег, но и такая практика тоже есть. За это научные светила включают торговые марки в стандарты лечения и рекомендуют их для программ государственных закупок. Рядовые медики обычно могут рассчитывать, только на симпатичные сувениры и — максимум — поездку на семинар в подмосковный пансионат.
«Я еще раз хочу подчеркнуть, что это касается не всего врачебного сообщества, но значительной его части. Но нужно со всей деликатностью обратиться к части врачебного сообщества, чтобы они были осторожны, когда выполняют какие-то распорядительные функции от имени государства», — отметил Игорь Артемьев. Данная практика, по его словам, сложилась в 90-е годы, когда заработная плата врачей была очень низкой. Руководство ФАС не надеется, что по результатам проверки будут возбуждены уголовные дела. Но все материалы будут переданы в Генеральную прокуратуру и впоследствии, возможно, станут стимулом для внесения соответствующих «медико-этических» поправок в Уголовный и Гражданский кодексы.
Галина ПАПЕРНАЯ