Статьи
08.09.2009
За рулем.....
24-летний Чарли Кимбэлл
… Начало мая 2009-го. 24-летний Чарли Кимбэлл - за рулем машины №35, которая делала третий круг на специальной гоночной трассе штата Индианаполис на соревнованиях профессиональных гонщиков Firestone Freedom 100. Будучи в постоянном радиоконтакте со своей командой, он получил предупреждение об изменении направления встречного ветра.
Чарли взглянул на машину, двигающуюся рядом с ним, и стал «давить» на нее, обходя с внутренней стороны поворота. Гоночным спортом он занимается уже шесть лет на профессиональном уровне, поэтому каждое его движение – отточенное.
Поставив шестую передачу, Чарли вдавил газ в пол. Бросил взгляд на цифровые приборы на приборной доске: спидометр показывал 193,7 миль в час, температура воды и давление масла были в норме. Затем гонщик перевёл взгляд на другой указатель, вмонтированный в приборную доску; он показывает его уровень глюкозы крови и соединяется со специальным прибором, производящим постоянные замеры глюкозы крови.
Дело в том, что Чарли в команде – единственный профессиональный гонщик с диабетом типа 1. И машина №35 со своими 450 лошадиными силами и 8-цилиндровым двигателем с надписью «Левемир» (официальный спонсор Чарли – компания «Ново Нордиск») заметна издалека.
Итак, с уровнем глюкозы крови на трассе, даже на запредельных скоростях, у Чарли было всё в порядке. Но даже если бы этот показатель начал снижаться, спортсмен мог бы потягивать маленькими глотками апельсиновый сок через специальный отвод в его гоночном шлеме и не допустил бы даже лёгкой гипогликемии. «Я никогда не дохожу до предела, который угрожал бы моему зрению и концентрации внимания, - говорит он, добавляя, - неважно, нахожусь ли я в гоночном болиде, или в своей собственной машине. Может быть, на взгляд кого-то я параноик, но для меня это очень серьёзные вещи, к которым я отношусь внимательно».
Два года назад Чарли выступал в Европе, и стал первым американцем, который выиграл Еврогонку «Формула-3» (F3). О том, что представляют из себя эти соревнования, стоит рассказать особо.
В рамках «Формулы – 3»…
«Формула-3» появилась в 1950 году - в год «инаугурации» чемпионата мира «Формулы-1». Это были соревнования для гонщиков с серьезными намерениями, хотя атмосфере гонок тех лет было далеко до вдохновения и супермастерства, демонстрируемых на паддоках в наши дни.
Главная примета современной F3 - класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Её чемпионаты проводятся в различных странах, единого мирового чемпионата не существует. Здесь допускается соревнование конструкторов, правда, сильно ограниченное регламентом во избежание роста расходов. Серьезные обновления шасси (новую модель) производят раз в три года, двигатели делают на базе серийного блока цилиндров. Несмотря на немалую мощность двухлитрового двигателя (до 215-220 л.с.), автомобили «Формулы-3» довольно бесшумны на трассе. Тормоза, одинаковые на всех четырех колесах, выполнены по гоночной схеме.
В последнее время F3 становится фактически моноклассом - большая часть команд выбирает комбинацию Dallara-Mercedes. В России «Формула-3» пока ещё не так развита, как, скажем, в Великобритании или Германии: её первая гонка прошла осенью 1996 года на Воробьевых горах.
По техническому уровню F3 стоит не так далеко от «Формулы-3000», которая представляет собой "последнюю инстанцию" перед великолепием «Формулы-1». Считается, что F3 - это своего рода проверка на прочность, на зрелость. Молодые гонщики могут показать всё, на что они способны: хотя машина очень быстра, мощна и коварна, она при этом достаточно безопасна, что позволяет пилотировать ее на грани фола.
Подобно «ЧП» на трассе…
Ощутив вкус победы на Еврогонке F3, Чарли вместе с тем стал испытывать беспокойство в связи со своим состоянием здоровья. Дело в том, что он стал терять вес, ощущать слабость, всё чаще он не мог сконцентрироваться, и ему всё больше хотелось пить. После того, как Чарли допустил ряд ошибок за рулем, он отправился к врачу, который и диагностировал ему СД типа 1.
«Вначале эта весть обрушилась на меня, подобно сокрушительному ЧП на трассе», - вспоминает гонщик. В следующие шесть месяцев он стал подробно изучать по специальной литературе правила управления диабетом и защиты от сосудистых осложнений, узнавал, как наилучшим образом организовать питание, осуществлять самоконтроль. Конечно, его волновало, сможет ли он дальше заниматься гонками на профессиональном уровне.
«Когда я был диагностирован, выяснилось, что мой показатель уровня глюкозы крови превышал норму в пять раз, - вспоминает Кимбэлл. – Благодаря помощи отличных врачей мои «сахара» быстро вернулись в норму, но из-за некомфортного самочувствия я не мог участвовать в столь любимых мною гонкам в течение трех или четырех месяцев. Так продолжалось до тех пор, пока я чётко не определил, что это значит для меня, во-первых, как для личности и, во-вторых, как для спортсмена».
Чарли пришлось встречаться с официальными представителями гонок вместе с целой командой докторов и доказывать, что он контролирует свой диабет. В конце концов, гонщик смог это доказать!
Уроки одного случая
… А сейчас позвольте несколько отвлечься от Чарли, чтобы рассказать о необычном случае в штате Небраска, который произошёл в тот же день, когда спортсмен участвовал в гонке в Индианаполисе, о которой мы рассказывали в самом начале.
Один американец, имеющий диабет, вёл по шоссе свой пикап, на заднем сиденье которого находился его 6-летний сын. Внезапно отец резко упал на сиденье – у него резко понизился уровень сахара крови, несмотря на то, что перед поездкой они с сыном успели перекусить в кафе. Малыш не растерялся и, перебравшись на колени к отцу, взял руль в свои руки. Он так и крутил баранку, пока их не догнал полицейский офицер и не остановил машину. Позже и 6-летний ребенок, и тот офицер были признаны героями, а отец навсегда усвоил суровый урок: перед каждым выездом, когда садишься за руль, нужно проверять уровень глюкозы крови.
Словом, это аксиома, считает Чарли, для всех водителей с диабетом: садясь за руль, должно следить не только за плотным потоком машин, но и за своими показателями гликемии. Каждый раз перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, надо проверить сахар крови! Как показывают последние исследования Американской медицинской ассоциации, диабетикам достаточно трудно осознать, когда у них становятся низкие «сахара». Конечно, простые водители не несутся, подобно гонщику, со скоростью 190 миль в час, однако если они невнимательно относятся к своему здоровью, то создают потенциально опасную ситуацию на дороге.
Но вернемся к Чарли. К сожалению, тогда, на трассе в Индианаполисе, когда он обходил другую гоночную машину, она ударила его переднее правое колесо своим задним левым колесом. Обе машины закрутились, и Чарли вынесло за ограждение. Но и в такой сложной и, скажем прямо, стрессовой ситуации он не растерялся и смог удержать свою машину. «Ни при каких, даже самых экстремальных, условиях, - отмечает он, - нельзя сдаваться, прежде всего это относится к людям с диабетом!».
По признанию спортсмена, одна из его целей – мотивировать людей с диабетом к преодолению любых жизненных препятствий на своём личном примере – ведь этот недуг не смог «затормозить» его - в прямом и переносном смысле. «При правильном подходе диабет - совсем не помеха на жизненном пути, - размышляет Чарли. – Я намерен и дальше оставаться форвардом команды и завоевывать награды в каждом сезоне. И я убежден, что прогресс при таком подходе – и в диабете, и в жизни - не замедлит сказаться».
И напоследок несколько советов от Чарли Кимбэлла для тех людей с СД, кто водит автомобиль или планирует это делать.
Советы и материал читайте скоро в ДН