ДИАБЕТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО/диарегион

Выступление президента ДАРК на Международной научно-практической конференции "Контрольные механизмы по защите и поощрению прав и свобод человека"

Дорогие друзья!

Мне предложили рассказать о способах воздействия на органы власти, применяемых нами, т.к. Диабетическая Ассоциация РК одна из неправительственных организаций, результативно работающая в области защиты личных прав человека, в первую очередь, права на жизнь и здо-ровье.

До сегодняшнего дня, и, надеюсь, так будет и в дальнейшем, мы использовали несудебную систему защиты прав человека.

1. Первый способ - развитие гражданского общества.

Это, в первую очередь, создание самой Ассоциации. 1995 год - очень тяжелое положение с инсулинами, массовые случаи прекоматозного состояния. Вот в это время люди с диабетом ста-ли объединяться в НПО и далее в ДАРК. При схожих обстоятельствах такие объединения про-изошли и в Польше, и в других странах. Известно, что чем хуже положение людей, тем больше появляется НПО. В 2000 году ДАРК стала одним из инициаторов создания Конфедерации Не-правительственных Организаций Казахстана (КНОК). Результат данного механизма - диалог с Правительством, изменение политики в стране в области диабета, примерами чему послужили I Республиканские Общественные слушания "Диабет. Пути выхода из кризисной ситуации", где впервые представители Правительства, Парламента и общественности совместно искали пути решения проблемы.

2. Второе - это информирование международной общественности о положении нашей целевой группы в Казахстане.

Когда была организована Ассоциация, первое с чего мы начали свою работу - это обратились к власти. Результат - "ноль". Объявили о митинге - "ничего". Тогда мы воспользовались меха-низмом информирования международной общественности - через радио "Свобода" и "Би-би-си" обратились за помощью ко всему миру. Через две недели датская компания "Ново Нордиск" помогла нам инсулинами. Результатом было не только спасение людей, но и первый диалог с Парламентом и высшим эшелоном власти Правительства РК, а также дальнейшее регулярное привлечение гуманитарной помощи. С этого времени, помимо защиты прав своей целевой группы, мы выполняем функции советников и функции просвещения прав человека.

3. Далее - это привлечение СМИ к освещению проблем.

Это очень действенный механизм и результаты всегда очень хорошие, Главное, чтобы под-нимался действительно серьезный вопрос, не было кликушества, очернительства, бездоказа-тельности. Честность, реальные факты и аргументированность.

4. Четвертое. Это - информирование высшего эшелона власти и Парламента о наших пробле-мах.

Сюда входит и мониторинг, и выявление проблемы, и конкретные предложения по исправ-лению ситуации. Примером может послужить аналитический доклад, прозвучавший на I Рес-публиканских Общественных слушаниях, который основывался на 10-месячном обзоре, прове-денном при помощи Международного Института INTRAK и региональных диабетических об-ществ по всему Казахстану. Также это видно на примере ежегодного увеличения финансирова-ния программы "Диабет". Легче всего обвинять Правительство - попробуйте расчетами, факта-ми, примерами его убедить. Это сложно. И хочу отметить, что в аппарате Президента страны, в аппарате Премьер-министра больше получаешь поддержки, работа идет намного успешней, больше решается вопросов, чем в министерствах и ведомствах, призванных эти проблемы ре-шать. Пользуясь возможностью, хочу от всей души поблагодарить Комитет по правам человека при Президенте РК за многолетнюю помощь и поддержку. Особую благодарность хотелось бы выразить Секретарю Комиссии по правам человека при Президенте РК госп. Байкадамову Болату Кенжекешевичу.

5. Далее, безусловно, - это лоббирование.

Хотя у нас в стране отсутствует закон о "лобби", ДАРК с первых дней своей деятельности лоб-бирует интересы больных сахарным диабетом на всех уровнях власти. В первую очередь, для помощи мы находим людей, которые не понаслышке знакомы с нашими проблемами. Ведь не зря говорят: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Результаты:

  • Дополнение в "Законе об охране здоровья граждан в РК", в ст. 18 добавлен пункт 3 - ме-дико-социальная поддержка людей с сахарным диабетом;
  • Выделение финансовых средств на сахарный диабет отдельной статьей;
  • Принятие комплексной программы "Диабет";
  • Тесное сотрудничество с госорганами, в первую очередь, с органами здравоохранения.

6. Шестое - это массовые выступления.

Этот механизм мы стараемся использовать крайне редко, как последнее средство в достижении цели.

7. И последнее - это общественный контроль.

Безусловно, важный механизм, который как можно чаще рекомендует использовать Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. Неплохо этот механизм работает на региональном уровне, при работе низовых НПО с местными органами власти. Основным достижением в рабо-те по этому пункту стало участие, как наблюдателя, представителя ДАРК во время проведения тендера по госзакупу противодиабетических препаратов.

Перечислив основные механизмы воздействия, я не буду называть все нарушения, с кото-рыми мы постоянно сталкиваемся, их слишком много, и это не является темой сегодняшней конференции. Однако отмечу наиболее серьезные:

  • Право на здоровье всесторонне нарушается.
  • "Закон об охране здоровья граждан РК не исполняется.
  • Госорганами нарушаются пункты Конституции.
  • Отсутствуют контрольные механизмы.

Как один из лидеров общественного сектора хочу выска-зать свои предложения в рамках рассматриваемых вопросов:

В первую очередь, повысить роль конституционного совета за исполнением Конститу-ции РК. Важность этого хочу подчеркнуть примером: две недели назад на конференции, посвященной реформе здравоохранения, некоторые госчиновники предложили исклю-чить ст. 29 п. 2 Конституции РК, гарантирующую бесплатную лекарственную помощь, так как в стране мало финансов. Т. е. не изыскать пути для реализации главного закона страны (Конституции), а убрать статью! Здорово, правда!?

Второе: Международные конвенции, подписанные Казахстаном, должны быть отражены в национальном законодательстве. (Хельсинский договор о правах человека - в Законе о госзакупках; Сент-Винсентская декларация - в программе "Диабет" и т. д.).

В заключении хочу выразить благодарность участникам конференции за очень полезные и интересные выступления и призвать Вас более широко использовать общественные организа-ции как инструмент защиты прав человека. Очень хотелось бы, чтобы все новое, что будет соз-дано, в том числе и институт Омбудсмена, создавалось не для галочки, а было действенным и эффективным.

Также хочу поддержать инициативу о проведении целой серии подобных конференций и следующую провести на тему "Контрольные механизмы по защите прав человека на жизнь и здоровье", так как если не будет здоровья, не надо будет ничего.

президент ДАРК Тукалевская Н.Н.

Обсудить :: Напечатать :: Закрыть окно