Выступление президента ДАРК на Международной научно-практической конференции "Контрольные механизмы по защите и поощрению прав и свобод человека"
Дорогие друзья!
Мне предложили рассказать о способах воздействия на органы власти, применяемых нами, т.к. Диабетическая Ассоциация РК одна из неправительственных организаций, результативно работающая в области защиты личных прав человека, в первую очередь, права на жизнь и здо-ровье.
До сегодняшнего дня, и, надеюсь, так будет и в дальнейшем, мы использовали несудебную систему защиты прав человека.
1. Первый способ - развитие гражданского общества.
Это, в первую очередь, создание самой Ассоциации. 1995 год - очень тяжелое положение с инсулинами, массовые случаи прекоматозного состояния. Вот в это время люди с диабетом ста-ли объединяться в НПО и далее в ДАРК. При схожих обстоятельствах такие объединения про-изошли и в Польше, и в других странах. Известно, что чем хуже положение людей, тем больше появляется НПО. В 2000 году ДАРК стала одним из инициаторов создания Конфедерации Не-правительственных Организаций Казахстана (КНОК). Результат данного механизма - диалог с Правительством, изменение политики в стране в области диабета, примерами чему послужили I Республиканские Общественные слушания "Диабет. Пути выхода из кризисной ситуации", где впервые представители Правительства, Парламента и общественности совместно искали пути решения проблемы.
2. Второе - это информирование международной общественности о положении нашей целевой группы в Казахстане.
Когда была организована Ассоциация, первое с чего мы начали свою работу - это обратились к власти. Результат - "ноль". Объявили о митинге - "ничего". Тогда мы воспользовались меха-низмом информирования международной общественности - через радио "Свобода" и "Би-би-си" обратились за помощью ко всему миру. Через две недели датская компания "Ново Нордиск" помогла нам инсулинами. Результатом было не только спасение людей, но и первый диалог с Парламентом и высшим эшелоном власти Правительства РК, а также дальнейшее регулярное привлечение гуманитарной помощи. С этого времени, помимо защиты прав своей целевой группы, мы выполняем функции советников и функции просвещения прав человека.
3. Далее - это привлечение СМИ к освещению проблем.
Это очень действенный механизм и результаты всегда очень хорошие, Главное, чтобы под-нимался действительно серьезный вопрос, не было кликушества, очернительства, бездоказа-тельности. Честность, реальные факты и аргументированность.
4. Четвертое. Это - информирование высшего эшелона власти и Парламента о наших пробле-мах.
Сюда входит и мониторинг, и выявление проблемы, и конкретные предложения по исправ-лению ситуации. Примером может послужить аналитический доклад, прозвучавший на I Рес-публиканских Общественных слушаниях, который основывался на 10-месячном обзоре, прове-денном при помощи Международного Института INTRAK и региональных диабетических об-ществ по всему Казахстану. Также это видно на примере ежегодного увеличения финансирова-ния программы "Диабет". Легче всего обвинять Правительство - попробуйте расчетами, факта-ми, примерами его убедить. Это сложно. И хочу отметить, что в аппарате Президента страны, в аппарате Премьер-министра больше получаешь поддержки, работа идет намного успешней, больше решается вопросов, чем в министерствах и ведомствах, призванных эти проблемы ре-шать. Пользуясь возможностью, хочу от всей души поблагодарить Комитет по правам человека при Президенте РК за многолетнюю помощь и поддержку. Особую благодарность хотелось бы выразить Секретарю Комиссии по правам человека при Президенте РК госп. Байкадамову Болату Кенжекешевичу.
5. Далее, безусловно, - это лоббирование.
Хотя у нас в стране отсутствует закон о "лобби", ДАРК с первых дней своей деятельности лоб-бирует интересы больных сахарным диабетом на всех уровнях власти. В первую очередь, для помощи мы находим людей, которые не понаслышке знакомы с нашими проблемами. Ведь не зря говорят: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".
Результаты: